Антология Таинственных Случаев

Где искать Н-209

Евгений МАРУСЯЧ,
инженер, г. Дубна Московской обл.

      Как известно, тяжело нагруженый (взлетный вес 35 т) самолет Н-209 стартовал, имея на борту 16,4 т топлива. При среднем расчетном расходе его в 2 кг/км - для четырех двигателей - бензина должно было хватить на перелет из Москвы в Фербенкс (6650 км), причем после посадки остался бы запас - 26,5%.
      Судя о первым радиосообщениям экипажа, полет проходил нормально, только над Баренцевым морем появился встречный ветер и мощная облачность, заставившие пилотов изменить график полета и набрать высоту, чтобы не попасть в облаках в зону обледенения. Это привело к повышенному расходу топлива: пролетев около 4 тыс. км, моторы Н-209 сожгли 10 т бензина, на 25% превысив расчетную норму.
      Северный полюс самолет прошел в 13 ч 40 мин 12 августа и, взяв курс на Фербенкс, лег на меридиан 148° западной долготы. В штабе перелета царило спокойствие, настроение у всех было приподнятым. И вдруг, как гром с ясного неба, прозвучала радиограмма Галковского, переданная, как вспоминал генерал-лейтенант в отставке Н. Шелимов, по микрофону: "Аварийная. Высота 6200, отказал крайний правый мотор, снижаемся, входим в облачность, обледеневаем". Затем в 14 ч 32 мин с самолета передали, теперь уже ключом, вторую аварийную радиограмму, обычно упоминаемую под № 19: "Отказал правый крайний из-за маслосистемы. Высота полета 4600 м. Идем в сплошных облаках. Очень тяжело. РЛ (позывные Н-209.- Е. М.). Ждите". Судя по всему, отказ двигателя произошел между 14 ч 20 мин и 14 ч 25 мин.
      Сама по себе остановка одного из четырех двигателей ничем машине не грозила. "Одно из положительных свойств самолета заключается в том,- писал С. Леваневский в "Правде" накануне перелета, - что при полетном весе в 25 т он может лететь на двух крайних моторах".
      Опасность заключалась в том, что самолет обледеневал. Обычно пилоты выходят из зоны обледенения, маневрируя по курсу и высоте, но Леваневский не мог уйти вверх - мощности трех моторов не хватало. Оставалось развернуться и возвращаться на остров Рудольфа, до которого было 1080 км, к тому же ветер из встречного становился попутным.
      Вернуться? Так мог поступить любой, но не Леваневский. Не забывайте, что именно он предложил трассу перелета в США через Северный полюс, опробовал ее в 1935 году на одномоторном самолете АНТ-25 и... вернулся, когда из переполненной маслосистемы (закачали с избытком!) стало выбивать масло. Не случайно теперь Леваневский сказал друзьям, что пойдет до конца...
      К тому же три мотора работали, топлива пока хватало. Как в таких условиях расценят возвращение с полпути? И Леваневский, по-видимому, решает идти на вынужденную посадку, чтобы исправить поврежденный двигатель и продолжать перелет. Но он прекрасно знает, что посадка на арктический лед тяжелой машины, да еще на колесном шасси, наверняка кончится серьезной аварией. Где же отыскать место, удобное для посадки?
      На северной оконечности Гренландии! Тем более до нее оставалось всего 700 км. Цитирую описание этого региона: "Участки не покрытой льдом суши протягиваются в виде непрерывной полосы вдоль берегов острова, достигая местами ширины 200 - 250 км. Наиболее значительные территории они занимают на юго-западе и севере острова и представляют собой плоскогорья высотой 400 - 600 м, чередующиеся с горными массивами высотой до 1700 - 2000 м. Охлаждение воздуха над ледником вызывает образование антициклонов... Гренландский антициклон - один из центров действия атмосферы, область повышенного давления над Гренландией, выявляющаяся на многолетних среднемесячных картах всех месяцев года". Антициклон - значит конец обледенению, значит - отличная видимость. Штурман Левченко, конечно же, знал это!
      Впрочем, у экипажа просто не было иного выхода. И в 14 ч 49 мин в эфир уходит третья аварийная радиограмма,принятая американскими станциями в Сиэтле и Анкоридже: "Отказал правый крайний из-за маслосистемы. Идем на трех. Тяжело. Идем в сплошных облаках. Высота полета 5600 м. Посадку будем делать в 3400. Леваневский".
      Очевидно, за 17 мин, отделяющих вторую радиограмму от третьей, командир принял решение - "посадку будем делать в 3400". Что могут означать эти цифры? Один из последних снимков самолета ДБ-А Н-209
      По мнению П. Новокшенова, это кодированное обозначение района у Северной Америки, близ мыса Барроу. Но есть и другое толкование.
      ...Н-209 идет на трех моторах, в сплошных облаках, видимости - никакой. Левченко не может уточнить место, где находится самолет, а значит, и координаты посадки. Но он может сообщить в штаб новый курс - 34°00' западной долготы! Мало ли что может случиться с машиной при приземлении, но тогда спасатели будут знать, в каком направлении прочесывать Арктику. А широту Левченко сообщит после посадки, уточнив координаты. Так, вероятнее всего, объясняется смысл выражения "посадку будем делать в 3400". Однако в штабе перелета это поняли иначе. Но искать Н-209 на северном побережье Гренландии не пытались.
      Думаю, что самолету удалось выйти из зоны обледенения, но зато связь со штабом резко нарушилась. Причин могло быть несколько. Это и уменьшение высоты полета (сократился радиус распространения радиоволн), и обледенение, в результате чего могло сорвать основную антенну, и помехи, вызванные магнитными бурями над Ледовитым океаном в те августовские дни, о которых писал ленинградский физик Л. Куперов.
      Заметим еще одно обстоятельство. Пилотировать тяжелую машину в облаках, при асимметричной тяге двигателей было тяжело, и пилотам приходилось постоянно парировать разворачивающий момент энергичным отклонением руля направления (бустерной системы еще не существовало), но все равно машина шла со скольжением. В этом случае возникала сильная вибрация, возрастало аэродинамическое сопротивление и... расходовались лишние литры бензина.
      Вполне возможно, что летчики снизились, для экономии топлива отключили или перевели на малый газ крайний левый двигатель - противоположный аварийному. Расчет скоростных характеристик для Н-209 при полете в таком режиме показал, что оптимальной будет скорость 140 км/ч, а высота примерно 2 - 2,5 тыс. м. Кстати, после сообщения о выходе из строя маслосистемы штаб перелета рекомендовал Леваневскому снизиться до 2 тыс. м.
      ...Прошло три с половиной часа после того, как Леваневский сообщил о предполагаемой посадке. Если Левченко не ошибся при прокладке курса, то летчики вот-вот увидят впереди горы Гренландии. И вечером 13 августа радист из Якутска Ф. Пилясов ловит радиограмму с позывными РЛ: "Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу ледяные горы". Те самые горы, которые авторы гипотез принимали за признаки Канады, Аляски, а то и за окрестности озера Себян-Кюэль.
      Полагаю, что антициклон не подвел - видимость том районе была нормальной. На подходах к Гренландии экипаж мог, облегчая машину перед вынужденнбй посадкой (а они всегда рискованны!), сбросить коммерческий груз. Этим объясняется находка исландскими рыбаками в 1946 году вблизи Гренландии разбитых, вмерзших в лед ящиков с выжженной надписью по-русски: "Август 1937 года".
      И вот Н-209 совершает посадку. По расчету, это могло произойти между 19 и 20 ч московского времени, в Гренландии еще светло, около 3 ч дня. Но только в 12 ч 25 мин (в 7 ч 25 мин по гренландскому времени) 14 августа в Якутске поймали слабое, отрывочное сообщение. Разобрали трижды повторенную цифру 83 - возможно, Левченко, уточнив координаты, передавал широту места посадки - долготу-то он сообщил раньше!
      В Гренландии экипаж, вероятно, занялся ремонтом двигателя, расчистил взлетную полосу. Возможно, перед вылетом Леваневский оставил гурий - приметный знак с запиской. Стартовать Н-209 мог утром 15 августа до полудня, чтобы засветло добраться теперь уже до Барроу на Аляске (горючего оставалось в обрез). Пробыв в воздухе 15 - 20 ч, самолет почти достиг цели, но... опустели бензобаки. Пилотам вновь пришлось идти на вынужденную, но теперь под машиной не было подходящей площадки. Леваневский и Кастанаев попробовали приводниться. То, что произошло после этого, соответствует рассказам доктора Х. Келлемса...
      Однако нельзя исключать и другой вариант. Вполне возможно, что Н-209 потерпел аварию при посадке в Гренландии или при взлете с временного аэродрома...

®"Техника-Молодежи" 1988 №3
Back
Home
Сайт управляется системой uCoz