Антология Таинственных Случаев

Цифры на крыльях


      Продолжаем разговор о судьбе экипажа С. Леваневского, начатый в №10 и 11 за 1982 год.
Отчет об экспедиции, проверявшей якутский вариант катастрофы, читайте в №1 за 1983 год.

ЕВГЕНИЙ КОНОПЛЕВ,
руководитель экспедиции газеты "Воздушный транспорт"

Самолет ТБЗ, потерпевший аварию в горах между Охотском и Магаданом       Цель нашей экспедиции - обнаружение, обследование и занесение на карту мест падения старых самолетов, выяснение судьбы их экипажей. И понятен наш интерес к тем версиям гибели самолета С. Леваневского (тип ДБ-А, бортовой номер Н-209), проверить которые мы в состоянии.
      Одна из версий основана на сообщении вертолетчика Н. Балдина. Он обнаружил обломки четырехмоторного самолета неизвестной конструкции в горах между Охотском и Магаданом. На несгоревших частях следы синей краски (а Н-209 нес цвета "Авиаарктики" - синий фюзеляж, красные крылья).
      Нам удалось проверить эту версию - летом 1982 года зона работ экспедиции включала указанный район.
      Самолет оказался ТБ-З, как и предполагал доставивший нас к нему на Ми-8 Ю. Колчин. Место аварийной посадки, кроме Колчина, видели еще несколько пилотов. Верхняя часть уцелевших гофрированных консолей (ДБ-А всюду имел гладкую обшивку) выкрашена в зеленый цвет, нижняя - не в синий, а в голубой. На одной из консолей сохранился силуэт звезды (признак военного самолета), на другой можно различить последнюю цифру бортового номера 4. На овеваемой ветрами вершине сопки (на склоне которой лежит самолет) из крупных камней сложена пирамида почти в рост человека, из нее торчит шест. Может быть, там, в пирамиде, какие-то сведения о судьбе экипажа?
      К сожалению, резко ухудшившаяся погода и надвигавшиеся сумерки заставили нас взлететь, не разобрав пирамиды. Но мы вернемся сюда - нас в первую очередь интересует судьба экипажа, да и сохранившиеся моторы М-17, консоли и хвостовое оперение подлежат эвакуации. Во всяком случае, ясно одно: этот самолет не имеет ничего общего с тайной Н-209.

      Еще одна загадка, связанная с С. Леваневским, возникла при работе экспедиции на Чукотке. Сотрудник аэропорта В. Логинов установил: где-то на западном берегу Колючинской губы в середине августа 1937 года упал самолет, причем очень большой. Было решено прочесать предполагаемое место падения, и в июле группа из пяти человек высадилась с вертолета в совершенно безлюдной тундре. 23 июля организатор и руководитель группы Логинов в очередном поисковом маршруте натолкнулся на гурий (груда камней), в противоположные стороны от которого отходили дорожки камней по 5 м длиной каждая. При вскрытии гурия составлен акт, из почвы под ним взяты пробы грунта (гурий сложен как будто на месте костра). Внутри гурия завернутая в три куска старой ткани лежала согнутая пополам алюминиевая фольга, похожая на обертку от шоколада. Из фольги выпала монета - советский полтинник образца 1924 года. На фольге предположительно угадывается выдавленная острым предметом надпись: УПАЛИ МОРЕ ИДУ ВАНКАРЕМ. С.Л.
      Датируется ли надпись на фольге августом 1937 года, когда пропал самолет С. Леваневского, или эта памятная записка относитси к другому событию? Ведь в конце марта 1934 года С. Леваневский действительно побывал здесь. Спеша на выручку ледоколу "Челюскин", он на одномоторном самолете "Фэрчайлд", закупленном Советским правительством в Америке, попал в аварию (зацепил в тумане крылом за торос) над заливом Пынтопыльгин и пережидал непогоду в яранге на мысе Онман вместе со своими спутниками - известным полярником С. Ушаковым и американским механиком К. Армстедом. Вскоре их вывезли на упряжках в поселок Ванкарем.
      Но место аварийной посадки "Фэрчайлда" расположено приблизительно в 60 км от обнаруженного гурия. Что это - неточность в трехтомнике о спасении челюскинцев? Или аварийная посадка неизвестного авиатора с такими же инициалами?
      Находка передана на экспертизу. Будем ждать ее результатов.

®"Техника-Молодежи" 1982 №12
Back
Home
Сайт управляется системой uCoz